Ночь на Пятом — Светлана Адоньева
Кто придумывает сказки и сочиняет анекдоты? Почему у одних сказок есть авторы, а у других – нет? Как работает коллективное сознание, которое отвечает за так называемое народное творчество? И почему сказки и мифы разных народов оказываются такими похожими? |
1550 |
Ночь на Пятом — Виктор Аллахвердов
Соответствует ли действительности известное каждому школьнику определение «человек разумный»? Или мы больше похожи на роботов, и все наши реакции на окружающую действительность запрограммированы? Почему мы не знаем своих подсознательных желаний? |
1422 |
Ночь на Пятом — Ольга Аллахвердова
Почему многие серьезные конфликты возникают буквально на пустом месте? Почему эмоции оказываются сильнее желания договориться? И почему для русских чувство психологической победы важнее практического результата? |
1370 |
Ночь на Пятом — Борис Аверин
Как устроена человеческая память? Каковы в действительности её возможности? Правда ли, что мы способны запоминать буквально всё, что происходит вокруг? Почему мы иногда забываем то, что происходило пять минут назад, но в деталях помним события из далёкого детства? |
1376 |
Ночь на Пятом — Игорь Дмитриев
В чём была истинная причина конфликта Галилео Галилея с церковью? Что в большей степени определило развитие этого конфликта – политическая борьба или инертность человеческого сознания? И является ли логика единственно верным способом оценки научных гипотез? |
1215 |
Ночь на Пятом — Павел Долуханов
Откуда произошли различные расы и этносы? На каких языках говорили наши предки? Каким образом данные генетики помогают историкам и антропологам? |
1175 |
Ночь на Пятом — Александр Друзь
В чём секрет популярности игры «Что? Где? Когда?» в России? Как устроен мозг эрудита? Как распределяются роли в команде знатоков, и по какой схеме проходит мозговой штурм во время обсуждения вопроса? Как обратить стресс себе на пользу? |
1281 |
Ночь на Пятом — Валерий Дымшиц
Что должны учить школьники? Человечество всё больше узнает о мире, а школьная программа меняется медленно. Но меняется ли она к лучшему? В чём плюсы и минусы специализированных учебных заведений? Нужно ли соблюдать жесткую дисциплину в отношениях между учителями и учениками, или детям следует позволять вести себя свободно? |
1247 |
Ночь на Пятом — Андрей Финкельштейн
Что представляет собой Вселенная? Имеет ли современная наука представление о масштабах Вселенной или использует некую математическую модель? И почему для Католической церкви Джордано Бруно был опаснее, чем Галилео Галилей? |
1276 |
Ночь на Пятом — Александр Гаврилов
Зачем современные дети учат латынь и древнегреческий, хотя практической надобности в этих знаниях, казалось бы, нет? Не является ли классическое образование своего рода тренингом для подрастающего поколения? И не слишком ли жесток этот тренинг? |
1272 |
Ночь на Пятом — Анатолий Кармин
Можно ли считать интуицию особым способом мышления? Где находится источник интуитивного знания? Почему существует конфликт между логикой и интуицией? И можно ли доверять интуитивным решениям? |
1254 |
Ночь на Пятом — Андрей Кибрик
Языковое разнообразие в эпоху глобализации. Как умирают языки и из-за чего это происходит? Можно ли спасти исчезающие языки и нужно ли это делать? |
1241 |
Ночь на Пятом — Кирилл Копейкин
В чём причина ожесточенной идеологической борьбы между наукой и религией? Существует ли какое-то единственно правильное описание мира? И действительно противоречия между научным и религиозным сознанием настолько велики, как принято считать? |
1244 |
Ночь на Пятом — Григорий Крейдлин
Нам кажется, что мы изъясняемся только словами. Вместе с тем, значительная часть информации передается невербальным образом. Насколько сложен язык жестов, и как научиться понимать его? |
1209 |
Ночь на Пятом — Святослав Медведев
Насколько мы способны контролировать работу своего мозга? Какие процессы происходят в мозгу, когда мы думаем? Чем мозг взрослого отличается от мозга ребенка? И насколько мы близки к созданию искусственного интеллекта? |
1297 |
Ночь на Пятом — Елена Николаева
Почему вундеркинды так редко оправдывают надежды? Как нужно воспитывать способных детей, чтобы не погубить их талант? И как добиться того, чтобы ребенок сам стремился развивать свои способности? |
1250 |
Ночь на Пятом — Александр Русаков
Балканы: прошлое и настоящее. Уходящая в глубь веков история сосуществования многих народов, которые сумели навести мосты между различными языками и культурами. |
1180 |
Ночь на Пятом — Елена Сергиенко
Действительно ли все дети рождаются талантливыми? Что заложено природой, а что – приобретается в процессе воспитания? Почему дети с психическими отклонениями, тот же аутизм, часто бывают очень талантливыми? И нужны ли обществу индивидуальности? |
1215 |
Ночь на Пятом — Марианна Шахнович
Преподавать историю религий или учить Закон Божий? Что целесообразнее? Что тревожит в этом вопросе интеллигенцию? Как примирить науку и религию? Возможно ли это? |
1212 |
Ночь на Пятом — Лев Щеглов
Мы живем в быстро меняющемся мире. Традиционные представления о правах и обязанностях супругов теряют смысл, и число разводов постоянно растет. Каким будет институт брака в новом веке и сохранится ли он вообще? |
1286 |