 |
Переход от лепета к словам, соотнесенным с объектами и событиями, характеризуется обеднением звукового состава произнесений- звуки, отмечавшиеся в лепете, становятся для детей временно недоступными.
Затем эти звуки появляются в первых апроксимациях слов в определенной последовательности в зависимости от места и способа их образования и других фонетических характеристик. Считается, что последовательность освоения звуков определяется артикуляторной их сложностью
[Locke, 1972]. Действительно, такая закономерность наблюдается, но не является жесткой.
Фактически, звуки в составе первых слов появляются группами по мере освоения определенных артикуляторных позиций (жестов) - губные согласные появляются раньше язычных, мягкие язычные раньше твердых, а глухие согласные раньше звонких
[Гвоздев, 1948]. При этом точность артикуляции звука зависит от его позиции в слоге и в слове - в некоторых позициях согласный звук может произноситься правильно, а в других выпадать или замещаться другим звуком
[Menyuk, Menn, 1979; Spriesterbach, Curtis, 1951]. Особым искажениям подвергаются звуки в составе стечений согласных. Известны закономерности артикуляторных искажений в таких комплексах. Например, в сочетаниях фрикативный + сонорный согласный чаще сохраняется только фрикативный, а в сочетаниях фрикативный + смычный - только смычный
[Гвоздев, 1948].
Кроме того, точность реализации звука зависит от непосредственного звукового окружения, что обозначается как явление ассимиляции. Характерны также взаимные перестановки согласных.
Всё это говорит о том, что ребенок осваивает не звуки как таковые, а более сложные артикуляторные комплексы - структурно организованные апроксимацией слов. Используя лингвистическую терминологию, можно сказать, что ребенок осваивает не фонологическую систему, а фонетику и морфонологию.
Назад
Наверх
Вперед
*
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
|
 |