|  | 
Различия в периодизации доречевого развития детей связаны с тем, что исследователи считают существенными и принимают во внимание различные изменения звуковых реакций. В той или иной мере учитываются следующие особенности: характер консонантоподобных элементов и их представленность в звуковых последовательностях; степень разнообразия звукового состава вокализаций; наличие в вокализациях звуков (гласных и согласных), характерных и не характерных для родного языка; степень устойчивости или вариабельности звуковых комплексов; возможность сегментации звуковой последовательности на звуки и слогоподобные образования. Кроме того, существует и параллельный план - это вопрос о "преднамеренности" и коммуникативной значимости различных вокализаций
[Harding, Golinkoff, 1979].
	
 Судя по всему, заметные изменения вокализаций по всем этим характеристикам происходят не одновременно. При этом некоторые типы вокализаций постепенно выпадают из репертуара звуковых реакций, в то время как другие становятся основой более поздних форм предречевой активности.
 
 Не возникает сомнения в том, что вокализации типа гуления и лепета являются биологически детерминированными реакциями, характер которых не зависит от окружающей языковой среды. Известно, что эти вокализации наблюдаются также у детей глухих от рождения.
 
 Возникает вопрос, какую роль выполняет лепет в процессе становления экспрессивной речи.
 
 Правдоподобный ответ на этот вопрос можно найти у ряда авторов. Предполагается, что в процессе лепета ребенок устанавливает соответствия между артикуляторными и акустическими характеристиками сигнала 
[Базжина, 1986]. 
Довольно подробная модель этого процесса представлена в работе
[Samuel, 1986]. Модель предусматривает сравнение сигналов слуховой обратной связи с командами, управляющими артикуляциями, с последующей модификацией этих команд.
 
 Существует также мнение, что в процессе лепета дети отрабатывают интонационные контуры, которые позднее заполняются слоговыми структурами 
[Kent, Minifie, 1977]. Аналогичную точку зрения высказывали еще в начале века отечественные авторы 
[Сикорский, 1899]. По некоторым данным, основные типы интонации отмечаются у детей уже в начале второго года жизни 
[Ковшиков, 1983].
 
 
 
	Назад    
	Наверх    
	Вперед 
 * 
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
 |  |