 |
Вопреки мнению
Н. Хомского,
конкретные языки различаются по составу дифференциальных признаков и по фонетической реализации сходных дифференциальных признаков.
Таким образом, отдельные фонетические различия в конкретном языке могут соответствовать, а могут и не соответствовать тем акустическим контрастам, которые способен воспринимать ребенок до стадии обучения.
Примером может служить контраст между смычными согласными по глухости-звонкости, связанный с длительностью задержки начала фонации. В английском языке смычные согласные различаются по этому признаку примерно так же, как и стимулы, воспринимаемые контрастно младенцами. В испанском языке граница между этими согласными лежит в другом диапазоне задержек. Таким образом, английские дети могут использовать врожденную способность различать эти звуки, а испанские дети должны переучиваться, что и наблюдается на самом деле
[Eiler, Gavin, Wilson, 1979].
В ряде работ было показано, что первые изменения слухового восприятия речевых сигналов, связанные с влиянием конкретной языковой среды, отмечаются не ранее 9-го месяца жизни
жизни
[Werker, Tees, 1983].
Примерно в том же возрасте подавляется способность воспринимать контрасты, не свойсвенные родному языку
[Werker, Tees, 1983].
Как говорит
B. Repp [Repp, 1987],
в этот период начинает формироваться специфичный для родного языка фонетический лексикон .
По данным ряда работ, определенную роль в усвоении фонетических контрастов играют артикуляции. Показано, в частности, что дети с нарушениями звукопроизношения распознают звуки речи хуже, чем нормальные дети
[Kronvall, Diehl, 1954].
Назад
Наверх
Вперед
*
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
|
 |