 |
Вывод о наличии детекторов фонетических свойств как-будто бы подтверждали эксперименты, выполненные на взрослых испытуемых в условиях так-называемой селективной адаптации
[Eimas, 1973; Eimas, 1973a].
В этих экспериментах использовалась следующая цепочка процедур. Сначала испытуемым предъявляли для идентификации синтетические слоги, отличающиеся по степени выраженности какого-либо акустического признака. Например, в серии [ра] - [bа] ступенями менялась задержка начала фонации - от характерной для глухого согласного до характерной для звонкого. По результатам этого теста определяли фонемную границу между стимулами по тому акустическому признаку, который подвергался изменениям. Далее испытуемому предъявлялся адаптирующий (утомляющий) стимул - один из крайних стимулов тестовой серии, например, типичный [ра] или [bа]. Вслед за этим испытуемые проводили идентификацию стимулов из исходной серии или из другой подобной серии, например, из континуума [ta] - [da]. Основной эффект, полученный авторами, которые предложили данную экспериментальную парадигму, заключался в следующем: применение адаптора приводило к сдвигу фонемной границы не только в пределах той серии стимулов, к которой принадлежал адаптор, но и в других сериях, содержащих согласные той же категории. Именно этот результат позволил сделать вывод о том, что человек детектирует не акустические, а фонетические свойства сигнала
[Eimas, 1974a; Eimas, 1974].
Последующие многочисленные исследования заставили отказаться от первоначальной интерпретации экспериментов, выполненных как на взрослых, так и на детях.
Было обнаружено, что выраженность эффекта явно зависит от степени акустического сходства между адаптором и тестовыми сигналами
[Tartter, Eimas, 1975].
Кроме того, адаптация не возникает в тех случаях, когда звуки в адапторе и в тестовых стимулах находятся в разной позиции
[Wolf, 1978].
Вместе с тем было обнаружено, что аналогичный эффект наблюдается при восприятии некоторых неречевых сигналов. При осмыслении этих результатов пришлось констатировать, что селективная адаптация связана с процессами в пределах слуховой системы.
Этот вывод нашел подтверждение в экспериментах, выполненных на животных. Было показано, что обезьяны, шиншилы и даже птицы способны различать звуки речи не хуже, чем дети
[Dooling, 1989; Kuhl, Miller, 1975; Kuhl, Padden, 1982].
Например, граница между глухими и звонкими согласными по длительности задержки фонации оказалась расположенной у животных там же, что и у людей. Более того, при изменении места артикуляции согласного эта граница смещалась, как это наблюдается и у детей и у взрослых
[Kuhl, Miller, 1975].
Обострение функции дискриминации на границе двух фонемных категорий также было выявлено у животных
[Kuhl, 1981].
Все эти данные позволили заключить, что селективная адаптпция возникает преимущественно на уровне акустического описания речевых стимулов
[Garrison, Sawush, 1986].
Таким образом, человек наследует способность воспринимать не фонетические признаки, но акустические контрасты.
Назад
Наверх
Вперед
*
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
|
 |