 |
У американских детей наблюдается тенденция сохранения порядка слов при имитации предложений [Браун, Фрейзер, 1963]; [Фрейзер, Беллудж и Браун, 1963]), в то время, как польские дети [Шугар, 1971] и русские дети [Дингвалл, Тьюникс] часто изменяют порядок слов при имитации предложений.
[Бауерман (1970)] отмечает, чтр финский ребенок, речь которого она исследовала, по-видимому, овладел основными закономерностями пррядка слов, которыми пользуются взрослые финны, к тому моменту, когда средняя длина высказываний ребенка равнялась 1,42 морфемы. Бауерман приводит следующие цифровые данные о частоте встречаемости различных порядков следования подлежащего, сказуемого и дополнения в речи ребенка и его матери (цифры обозначают число высказываний, записанных в ходе естественного общения).
| Ребенок | Мать |
ПС | 44 | 47 |
СП | 4 | 5 |
СД | 4 | 16 |
ДС | 1 | 3 |
ПСД | 7 | 32 |
ДПС | 1 | 0 |
ДСП | 0 | 1 |
СПД | 0 | 1 |
ПДС | 1 | 1 |
Универсалия ВЗ: Предложения с нетипичным порядком слое интерпретируются на ранних стадиях развития речи так, как будто они являются примерами стандартным порядка слов.
Фрейзер, Беллуджи и Браун [Фрейзер, 1963] обнаружили, что дошкольники, говорящие по-английски, стремятся интерпретировать пассивные предложения так, словно их компоненты следуют в порядке полдлежащее - сказуемое - дополнение. Например, thе girl is pushed by the boy соотносится с картиной "девочка толкает мальчика". Иными словами, интерпретации детей подчиняются стандартному порядку слов, при этом значение меняется на противоположное. Бивер выдвинул следующее предположение о существовании универсальной стратегии интерпретации английского предложения: "Любая последовательность существительное – глагол – существительное в потенциальной глубинной структуре соответствует последовательности агент – действие – объект в поверхностной структуре" [Бивер, 1970а, с. 298]. Он приводит многочисленные данные, подтверждающие это предположение. Аналогичную точку зрения высказывает [МакНеил, 1970, с. 124].
Назад
Наверх
Вперед
*
Слобин Д.И. Когнитивные предпосылки развития грамматики // Психолингвистика. - М., 1984.
|
 |