 |
Характерная особенность речи мыслительной деятельности больных
эпилепсией – отсутствие гибкости, невозможность отделить главное от второстепенного, обилие
ненужных деталей вплоть до полной бессвязности. Больные многоречивы, по несколько раз
повторяют одно и то же, не могут завершить мысль, склонны к излишне частому и неоправданному
употреблению цитат и поговорок, банальных и общеизвестных сюжетов и выражений. С большим
трудом удается этим больным установить логические связи между частями речевой продукции.
Указывается на несоответствие между речевым напряжением и скудностью речевого сообщения,
бедностью его содержания [Корсаков, 1901; Осипов, 1931; Гиляровский, 1935; Мнухин, 1936; Зейгарник, 1973].
Возможен регресс речи – эхолалии, персеверации, аграмматазмы, парафизии.
Подчеркивается необходимость изучения как физической, так и смысловой стороны речи – от
фонетики и психико-акустики до физиологии и семантики.
При исследовании речевых расстройств у больных эпилепсией обнаружено
значительное изменение лексического состава по сравнению с нормой (распределение по частям
речи и частотность). Некоторые признаки речевого поведения характерны в значительной степени
именно для этой группы больных с психическими нарушениями. Это – эгоцентричность высказываний
(частота употреблений личных местоимений, обстоятельств времени), стремление к дидактике,
безаппеляционность, назидательность (частое использование инфинитива в модальных
конструкциях), подмена качественной оценки количественной и ряд других.
Интересна работа Карпова с соавторами [Карпов и др., 1977], исследовавших речь больных шизофренией и эпилепсией, а также здоровых
испытуемых. Авторы использовали два различных подхода – психолингвистический и
психофизиологический, основанный на анализе движений глаз при чтении различных текстов.
Лексико-семантическая структура текста влияла на характер сканирования у разных групп
испытуемых.
Таким образом, исследование речевой патологии при психозах и неврозах
говорит о том, что, в целом, эта область знаний все еще находится в стадии накопления материала,
отработки методик и выработки методологических подходов. Современный этап исследований, дал
сравнительно мало позитивного с точки зрения диагностики материала. Во всяком случае, oн не дал пропорционального новым методическим приемам прорыва. По всей видимости,
причину этого надо искать в недостаточной разработанности самой лингвистической теории. Мы
имеем ввиду трудность – если вообще возможность – формализации наиболее перспективного для
данной проблематики семантического уровня речевого поведения как здоровых, так и тем более
больных людей. Следует также заметить, что и акустико-фонетические оценки речевой продукции при
неврозах и психозах также мало удовлетворительны.
Назад Наверх Вперед
* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.
|
 |