 |
В самом общем виде речь при шизофрении описывается как разорванная,
бессвязная, аграмматичная, непонятая, усложненная и т.д. Из далеко не полного перечисленного
списка видно, что такие описания носят чисто качественный и очень субъективный характер. Вопрос
об объективности характеристик очень не прост не только потому, что описание речевых
особенностей больных основывается главным образом на впечатлении исследователя, а не на
статистических характеристиках или достаточно строгих измерениях. Описания речи таких больных
связаны в основном со смысловой стороной, а лингвистически – с наиболее высокими уровнями –
семантикой и грамматикой текста – уровнями, наиболее трудными для формализации и
количественной обработки. Как правило, для более объективного описания речи шизофреников
пользуются системой экспертной оценки различных специалистов, сопоставляющих речь больных
шизофренией с речью больных с другими патологиями и речью в норме. Ясно, что и такая система
является весьма ненадежной.
Конкретным проявлениям речевой патологии при шизофрении посвящено
огромное количество работ. Как правило, эти работы описывают нарушения какого-то одного уровня
лингвистической системы. При этом, наиболее сохранными считаются наиболее
автоматизированные низшие уровни, а наиболее измененными – высшие, связанные с
нелингвистическими факторами – с нарушениями коммуникативности, аутизмом, и т.д. В целом,
можно сказать, что нарушения речи при шизофрении удобнее всего описывать в рамках понятий,
выработанных сравнительно молодой отраслью лингвистики – грамматикой текста. С этой точки
зрения описываемая речевая патология характеризуется отсутствием установки на слушателя или
читателя (так сказать, речь для "внутреннего употребления"), нарушением цельности и связанности
текста.
Статистически тексты устной и письменной речи у больных шизофренией
обследованы достаточно удовлетворительно. Определялось соотношение словарного запаса к
объему текста, доли личных местоимений и существительных с абстрактными значениями
[Faizbanks, 1944; Fliegel, 1965]. Исследовалась длина предложений, доли многосложных слов
[Lorenz, 1953; Lorenz, Cobb, 1954], показатели
энтропии речи [Андреев, Аминев, 1968], лексическая частотность
[Пашковский, 1983]. Статистические данные такого рода имеют реальное прикладное значение, так как могут
быть использованы в диагностических целях. Так, например, в работах [Portnoff, 1982] производился сопоставительный анализ речи больных с
различными патологиями. Для каждого отрезка речи строился граф, характеризующий смысловые
связи между элементами. Оказалось возможным с точность до 80% отделить шизофренические
речевые нарушения от прочих, что оказалось более точным, чем оценка психиатров на основе общего
впечатления. Результаты статистического анализа синтаксической структуры текстов больных
шизофренией свидетельствует о том, что имеют место нарушения структуры сложного предложения,
появляются сочетания, несвойственные русскому языку [Леонтьев и др., 1973], отсутствует
стремление к точности и конкретности описания, больные склонны к формально-логическим
заключениям и схоластическим построениям [Щербатов, 1982].
Наиболее изученным уровнем шизофренической речи является лексический. Наиболее распространенным методом исследования
является свободный или направленный ассоциативный эксперимент, восходящий еще к Блейлеру
[Bleuler, 1950], говорившему о "разрыхлении
ассоциаций" у шизофреников. Лексика исследуется с точки зрения частотности, принадлежности к
тем или иным частям речи и т.д. Однако, и здесь никакого единообразия мнений нет. Описание
статистических данных о распределении частей речи при шизофрении в сравнении с эпилепсией и
нормой приводятся в работах Щербатова [Щербатов, 1982].
Что касается грамматической стороны речи, большинство исследователей сходятся на том, что они носят вторичный характер,
проявляясь на поздней стадии развития болезни, когда наступает глубокий распад мышления и
речи.
Назад Наверх Вперед
* По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.
|
 |