 |
Известно, что дети в возрасте 4-5-ти лет, способные различать если не все, то большинство фонетических противопоставлений, не могут определить число звуков и слогов в слове
[Liberman I.Y., Shankweiler, Fischer, Carter, 1974], не могут определить наличие сходных звуков в данной паре слов
[Calfee, Chapman, Venazky, 1972], не могут по инструкции пропустить начальный звук при произнесении слова
[Bruce, 1964]. Даже после специального обучения дошкольники не могут освоить классификацию слогов, основанную на сходстве отдельных звуков
[Traiman, Baron, 1981; Traiman, Breaux, 1982]. Эти и другие подобные данные позволяют утверждать, что процесс восприятия речи не включает процедуру сегментации, необходимую для графической записи слов. Способность к такой сегментации формируется только при обучении письму. Среди отечественных авторов, которые связывали способность к сегментации слов с обучением письму, следует отметить
В.К. Орфинскую
[Орфинская, 1946] и
А.Р. Лурию
[Лурия, 1950].
В последнее время к такому выводу приходят многие другие исследователи. Некоторые из них прямо указывают, что осознание звуков как самостоятельных единиц является результатом обучения чтению и письму
[Marcel, 1980]. По данным
D. Perin
[Perin, 1983]
способность сегментировать речевые сигналы зависит главным образом от освоения письма и в меньшей мере от освоения чтения.
Мнение о том, что сегментация является особой процедурой, необходимой только для письменной речи, высказывают также дефектологи. По их наблюдениям, многие нарушения письма могут быть отнесены за счет нарушения процесса сегментации
[Nesdale, Herriman, Tunmer, 1980].
Некоторые сторонники данной концепции дополнительно полагают, что дискретизация сигнала, осуществляемая в процессе письма, достигается путем анализа внутренних артикуляций
[Perin, 1983]. На роль внутреннего проговаривания при записи слов детьми указывали многие другие авторы
[Винарская, 1971; Назарова, 1952].
Назад
Наверх
Вперед
*
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
|
 |