 |
По разным оценкам, в период от 18 до 24 месяцев жизни дети осваивают словарь объемом от 25 до 90 слов
[Гвоздев, 1948]. Однако, в ранний период формирования речи оценки словарного запаса ребёнка не могут быть точными. Даже смысл термина "слово" на этом этапе речевого развития нельзя считать однозначным. Первые слова выступают в речи ребенка как однословные высказывания. Такие высказывания, по мнению ряда авторов, несут определенный смысл, но не являются грамматически оформленными
[Bloom, 1973; Brown, 1973]. Некоторые из этих слов-высказываний структурно похожи на фразы, но используются для обозначения только определенных явлений и предметов
[Цейтлин, 1996]. Двусловные высказывания появляются в речи детей в конце второго-начале третьего года жизни
[Brown, Bellugi, 1964; Ramer, 1976]. Встречаются, однако, работы, в которых сроки начала фразовой речи заметно сдвинуты. Так, по данным
О.И. Яровенко
[Яровенко, 1986], до двух с половиной лет дети используют в основном однословные предложения, а в последующее полугодие в "сильной группе" детей отмечаются фразы, содержащие более трех слов. Высказывания, содержащие до пяти слов отмечены у детей в возрасте 2,5 лет в работе
С.Н. Цейтлин
[Цейтлин, 1996]. О способности детей синтезировать многословные высказывания в возрасте до двух лет говорится также в работе
[Kelly, Dale, 1989]. Освоение многословных фраз обеспечивается формированием сначала элементарных, а затем более сложных синтаксических структур и освоением морфологических преобразований. При этом продолжает совершенствоваться звуковой состав и слоговая структура слов
[Winitz, Irwin, 1958].
В качестве количественного показателя, характеризующего степень освоения фразовой речи, многие авторы использовали среднюю длину высказываний, выраженную числом слов или морфем.
Сводка этих исследований содержится в работе
[Miller, Chapman, 1981]. По результатам 5-ти независимых исследований у детей в возрасте трех лет длина фраз составляет от 3-х до 4-х морфем, в возрасте четырех лет - от 4-х до 5-ти, в возрасте около шести лет - от 5-ти до 6-ти.
Качественным показателем уровня развития лингвистических способностей является освоение синтаксических структур определенного типа (их понимание и активное употребление). Как лингвистические сведения, так и эмпирические данные позволяют ранжировать эти структуры по степени сложности и по последовательности освоения. Отметим, что эти данные оказываются полезными при разработке процедур, направленных на коррекцию речи детей с задержкой речевого развития
[Яковлев, 1995].
Одной из проблем, связанных со становлением фразовой речи и освоением грамматики, является роль иммитации в этом процессе
[Ervin-Tripp, 1964] и роль реакций родителей на искажения смысла и на грамматические неправильности детских высказываний. Судя по всему, родители чаще всего реагируют на содержательные несоответствия детских высказываний и реже на грамматическую их неправильность.
Назад
Наверх
Вперед
*
Материал раздела представлен на основе статьи авторов Кузьмина Ю.И., Ильной Л.Н. "Этапы становления речи у детей"
|
 |