 |
Дети на этой стадии речевого развития продолжают использовать в основном два типа речевых актов: утверждения и просьбы. Оба они принадлежат к тому классу, который
Антинуччи и Паризи
[Antinucci, Parisi, 1973]
назвал репрезентативами и директивами, Поясним, что репрезентативы используются для выражения убеждения говорящего в истинности пропозиционального содержания, а директивы используются для того, чтобы заставить слушающего действовать в ответ на просьбу говорящего совершить поступок или предоставить информацию. Дети могут также использовать один или два примитивных экспрессива, приветствуя кого-либо словом hi 'здравствуй' или выражая тревогу с помощью oh-oh. В этом возрасте они не дают обещаний (комиссивы), не делают заявлений типа "Я отказываюсь" (декларативы). Репертуар их речевых актов не увеличивается до тех пор, пока дети не станут значительно старше, но у них вырабатываются различные формы утверждения и просьбы, которые они используют, как только начинают порождать более длинные высказывания.
Когда дети начинают комбинировать слова, то те слова, которые они отбирают, часто указывают на функцию высказывания – на предполагаемые речевые акты.
Сирль [Searle, 1975]
проанализировал высказывания маленькой итальянской девочки по имени Клаудиа. Они обнаружили, что при выражении просьбы она постоянно называла либо говорящего (Claudia, me), либо слушающего (например Mamma) в комбинации с другими словами типа dai или tazie 'дай' или oio 'хочу'. При выражении утверждения, однако, Клаудиа редко адресовалась к говорящему или слушающему и никогда не пользовалась словами дай или хочу,
Слобин [Slobin, 1970]
наблюдал тоже при анализе двусловных высказываний детей на нескольких различных языках (английский, немецкий, русский, луо, финский и самоа).Так например, слова here, there, sее, that ‘здесь, там, смотри, вот’ были характерны для утверждений, в то время как в просьбах скорее появлялись слова типа more, want, give ‘еще, хочу, дай’
[Gruber, 1973; Halliday, 1975].
Некоторые примеры утверждений и просьб, используемых на этапе двусловных высказываний, приведены в таблице 2.
Таблица 2 Утверждения и просьбы, используемые на этапе двусловных высказываний
Речевой акт |
Высказывания |
Утверждения |
Присутствие объекта |
"Вижу мальчика, Вижу носок. Та машина".
Allgone shoe. No wet. Byebye hot. |
Отрицание присутствия |
"Нет ботинка. Не мокро. До свидания, сосиска".
Bill here. There doggie. Penny innere. |
Локализация объекта |
"Билл здесь. Там собачка. Монетка внутри".
My milk. Kendall chair. Mama dress. |
Обладание объектом |
"Мое молоко. Стул Кендалла. Мамино платье".
Pretty boat. Big bus. |
Качество |
Pretty boat. Big bus.
"Хорошая лодка. Большой автобус". |
Текущие события |
Mommy sleep. Hit ball. Block fall.
"Мама спит. Ударить по мячу. Кубик упал". |
Просьбы |
Совершить действие |
More taxi. Want gum. Where ball?
"Еще такси. Хочу жвачку. Где мяч?" |
Об информации |
Where doggie go? Sit water?
"Куда собачка идет? Сесть в воду?" |
Отказ |
No more. "Больше не надо". |
Назад
Наверх
Вперед
*
По материалам лекций Т.В. Черниговской, читаемых в Санкт-Петербургском Государственном Университете, Европейском Университете в Санкт-Петербурге и Международном Университете Семьи и Ребенка им. Рауля Валленберга.
|
 |